Самой большой морской сокровищницей считается бассейн Карибского моря. В начале XVI века завоеватели Америки везли по нему сокровища в Европу. Тяжело груженные испанские галеоны подстерегали пираты Карибского моря. Но в их руки попадало не так уж много сокровищ по сравнению с тем, что уходило на дно в кораблях, разбитых во время абордажных схваток и жестоких штормов. В Атлантическом океане, по приблизительным подсчетам, за несколько столетий утонуло более 100 тысяч кораблей. Без учета стоимости исторических реликвий, стоимость затонувших сокровищ оценивается в триллионы долларов. В XX веке самые крупные сокровища были найдены американцами Мелом Фишером, Барри Клиффордом, Бертом Уэббером и Джимом Хаскинсом. Мел Фишер — самый известный и удачливый американский охотник за сокровищами. Именно он обнаружил в июле 1985 года сокровища легендарного испанского галеона "Аточа", затонувшего во время урагана в 1622 году в прибрежных водах Флориды. С морского дна были подняты более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков, а также ювелирные изделия – золотые кольца, цепи, кулоны, изумрудные броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами. Кроме того, был обнаружен арсенал оружия XVII века. Общая стоимость найденных сокровищ оценивается более чем в 400 млн долларов США. Еще до обнаружения сокровищ с властями Флориды было достигнуто соглашение о том, что штату будет принадлежать 20% от всего, что найдет Фишер и его команда. С именем Барри Клиффорда связаны удачные поиски пиратской галеры "Уайды", которая в 1717 году села на мель и затонула на мелководье всего в нескольких сотнях метров от флоридского пляжа Кейп‑Код в Маркони‑Бич. Согласно историческим хроникам, прежде чем разбиться о рифы, пираты успели ограбить около пятидесяти кораблей. Останки галеры "Уайда" были обнаружены Клиффордом в 1984 году. Общая сумма сокровищ, которые аквалангисты Клиффорда добыли со дна, достигла примерно 15 миллионов долларов. Другой крупнейший "улов" XX столетия достался двум американцам – Берту Уэбберу и Джиму Хаскинсу. В 1977 году они нашли останки испанского галеона "Нуэстра сеньора де ля Консепсьон", затонувшего в 1641 году у берегов Гаити. Всего с морского дна было поднято 32 тонны серебра в слитках и монетах, золотые украшения, антикварную фарфоровую посуду. Общая стоимость сокровищ составила 14 млн долларов. В 2007 году был обнаружен, по мнению специалистов, крупнейший клад в истории. В мае 2007 года американская компания "Одиссей" сообщила о том, что она обнаружила сокровища на сумму в 500 млн долларов на корабле, затонувшем в Средние века в Атлантическом океане. Сотрудники компании вытащили на берег более 500 тысяч золотых и серебряных монет, извлеченных со дна океана. Их вес превышает 17 тонн. Однако этот клад насторожил власти Испании и Великобритании, так как американская компания не предоставила данных о том, где именно было обнаружено сокровище, и какой стране принадлежало затопленное судно. По мнению британских официальных лиц, найденный корабль - торговое судно Merchant Royal, затонувшее во время шторма недалеко от британских островов Силли в 1641 году, возвращаясь в Дартмут с сокровищами из Мексики.
По закону компания "Одиссей" получит до 90% стоимости своей находки, однако это будет зависеть от того, найдутся ли на нее еще какие-нибудь претенденты.
Самые известные клады, обнаруженные у берегов России
На территории России одной из главных сокровищниц является Финский залив – на его дне лежат более шести тысяч затонувших кораблей. Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы – корабль посольства герцога Шлезвиг‑Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии, затонувшее в 1718 году; русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши и др. В 1953 году финскими рыбаками был случайно обнаружен корпус корабля у острова Борстё вблизи города Турку в Финляндии. Объект не вызвал интереса у финских историков и археологов. Лишь в 1961 году его изучением занялись шведские дайверы, после того, как историк Кристиан Альстем предположил, что найденный корпус может принадлежать русскому галиоту "Святой Михаил". Он вышел из Амстердама в Петербург 15 октября 1747 года, имея на борту груз ценностей для русского императорского двора. В их числе был даже персональный подарок Императрице Елизавете Петровне – резной золоченый кабриолет. Получив разрешение на работы от ничего не подозревавших финских властей, шведские дайверы вскрыли каюты найденного корабля и в первые же дни подняли на поверхность 34 золотых табакерки, часть которых была украшена драгоценными камнями. Кроме того, с морского дна были подняты ценности, закупленные для русского императорского двора: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора; коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета – подарок императрице Елизавете Петровне. Советский Союз никаких претензий на найденные ценности не предъявлял и сегодня все поднятые предметы хранятся в Финляндии. В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль, затонувший в 1617‑м году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611‑1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича ‑ Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606‑1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии. Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов ‑ любителей был обнаружен корпус корабля "Фру Мария". Корабль затонул 3 октября 1771 года на Балтике, имея на борту груз художественных ценностей для Императорского Эрмитажа в Санкт‑Петербурге. Это была знаменитая коллекция известного голландского мецената Геррита Браамкампа, купленная после его смерти русским послом в Гааге князем Дмитрием Голицыным по личному указанию императрицы Екатерины II. Основной состав коллекции включали картины голландских мастеров, таких как Пауль Поттер и Герард Доу, и как предполагают – работы учеников Рембрандта. Кроме направлявшейся в Эрмитаж коллекции Браамкампа, корабль вез также предметы искусства, купленные для частных собраний русских вельмож – канцлера графа Панина, вице‑канцлера князя Голицына, графа Чернышова, графа Разумовского и других важных сановников. После находки и идентификации корабля в Финляндии начались тяжбы связанные с правами на спасение его груза, поскольку государство попыталось присвоить все права на находку. Однако в ходе нескольких процессов суд передал права на подъем имущества первооткрывателям. Известно также, что Министерство культуры РФ предприняло ряд шагов по подтверждению прав России и Государственного Эрмитажа на затонувшую коллекцию, но сведений о решении вопроса пока нет. В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам, если затонувшее судно лежит в пределах 24‑мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу ‑ частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на свое имущество признаются независимо от срока гибели судна. Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года. Судно принадлежит тому, кто его обнаружил. Однако в таких случаях родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды подают в суд на золотоискателей. За неимением доказательств судебные разбирательства могут продлиться несколько лет.